Портфолио >> Восстановление "коробочки" ЗиС-8. Часть 1.
23 февраля 2013
Восстановление "коробочки" ЗиС-8. Часть 1.
Сегодня мы расскажем историю обнаружения и начала восстановления уникального ретро-автобуса ЗиС-8 постройки середины 1930-х (!) годов. Историю, рассказанную реставраторами Сергеем и Петром Демидовскими из мастерской Retro Truck (Санкт-Петербург).
"Редкая находка. Выборгский район Ленинградской области, берег озера Глубокое. В одном из дачных строений угадывались очертания чего-то необычного. Совершенно не ясно, что это - видна лишь малая часть кузова, причём обшитая снаружи металлом."
"После знакомства с хозяйкой этого "домика" удалось проникнуть под её жилище. Наши ожидания оправдались - фундаментом домику служило длиннобазное шасси ЗИС-11. Конфигурация поперечины рамы однозначно говорила о том, что это шасси раннего выпуска, до 1936 года. После 1936 года поперечина стала не литой, а штампованной, изменилась и форма отверстий".
"Через несколько лет удалось приобрести нашу находку. После разборки мусора и сопутствующих строений удалось убедиться в том, что это автобус ЗИС-8. На фото - передняя часть рамы, видна жёсткая сцепка, на которой этот автобус привезли из Ленинграда".
"В беседах с хозяйкой удалось выяснить, что этот автобус возил когда-то рабочих одной из нефтебаз Ленинграда, затем был списан. Муж хозяйки, бывший водитель ЗиСа, приобрёл его и привёз на это место".
"Погрузка автобуса для транспортировки в Санкт-Петербург на том месте, где он стоял, была невозможна - даже на легковой машине доехать до него было проблематично из-за деревьев, которые за 40 лет из маленьких кустиков превратились в могучих красавцев. После разборки пристроек показался и характерный ЗиСовский моторный щит раннего образца с воздухозаборным лючком".
"Тогда мы решили вытащить ЗиС на удобное для погрузки место "своим ходом", используя уже имеющееся дышло. Для этого было установлено недостающее колесо со ступицей. Тяговое усилие джипа оказалось достаточным для транспортировки автобуса".
"Отсутствие рулевых тяг затрудняло транспортировку, подруливать приходилось ломом, по ходу движения".
"Тащить таким образом автобус до Питера представлялось нецелесообразным, хотя повторить опыт тех, кто притащил этот автобус из Ленинграда 40 лет назад, было заманчиво. Вытащив ЗиС на большую дорогу, решили подождать эвакуатор".
"Пока ждали эвакуатор, внимательно изучали автобус. Сняв ненужное уже железо, удалось обнаружить оригинальную часть автобусного кузова".
"К сожалению, редуктор и карданный вал у этого ЗиСа были утрачены, как и многие другие детали. Но мы имеем опыт по восстановлению грузовиков ЗиС-5".
"После приобретения автобуса некоторое время ушло на поиск недостающих деталей и информации - фотографий, чертежей. После экспедиции за Полярный круг у нас появилось много ЗиСовских запасных частей: мосты, двигатели, крылья, и в том числе неплохая длиннобазная рама ЗиС-11. На фотографии - рама и мостами в процессе сборки.
"Сборка заднего моста. Реставрация автобусного шасси принципиально практически ничем не отличалась от реставрации автомобиля ЗиС-5".
"На раму установлены рессоры, мосты. Рама покрашена. Установлены механические тормоза, в том числе и на передний мост".
"Двигатель ЗиС-5. Был сделан капитальный ремонт с заменой поршневой группы, втулок распределительного вала, клапанов. Электрооборудование на автобусе - 12 вольт".
"Карданный вал ЗиС-8 необычен. Он состоит из 2 частей. Недостающую и очень редкую переднюю часть с резиновой муфтой и подвесным подшипником нам удалось приобрести в Волгограде".
"На шасси установлен силовой агрегат и радиатор. Шасси готово. На фото виден кронштейн запасного колеса, найденный на местах боёв. Именно такие кронштейны устанавливались на автобус ЗиС-8 до 1936 года. Более поздние модификации комплектовались аналогичными кронштейнами, изготовленными из полосы".
"Переходим к изготовлению деревянного кузова. Технология сборки кузова предусматривала изготовление отдельно элементов с последующей сборкой. Ниже - архивные фотографии изготовления и сборки кузова ЗиС-8 образца 1935 года, служившие для нас ориентирами".
"Задняя часть автобуса имеет запасную дверь".
"Крыша - наиболее сложный элемент всего кузова. Для получения дополнительной жёсткости деревянные бруски усиливались металлическими деталями".
"Архивное фото. Сборка кузова ЗиС-8. 1935 год".
Источник: http://retrotruck.ru/Restavratsiya-ZIS-8.html
В настоящий момент уникальный автобус находится на завершающей стадии реставрации. Эксклюзивный репортаж о продолжении восстановления (Часть 2) читайте на www.retro-bus.ru.